Ситуация в отечественном авиастроении непосредственно влияет на состояние и развитие авиационных перевозок в нашем государстве. Анализ подтверждает, что только за первые 10 лет самостоятельного развития Украины объемы грузовых авиаперевозок сократились в 8,3 раза, а пассажирских - в 12,5 раза (см. табл. 1). При этом пассажирооборот уменьшился с 16,1 млрд. ткм в 1990 г. до 1,7 млрд. в 2000 г., а доля этого вида транспорта в общем пассажирообороте страны упала с 7% до 1%. Такое падение до сих пор не исправлено, ведь в 2007 г. (по отношению к объемам 1990 г.) грузов самолетами перевезено только 53,8%, пассажиров - 33,9%, а доля этого вида транспорта в общем пассажирообороте страны составляет 6%. Однако в последние годы некоторое оживление в этом отношении все же наблюдается. В грузовых авиаперевозках, благодаря увеличению среднего расстояния транспортировки 1 т груза, грузооборот вырос с 0,1 млрд. ткм в 1990 г. до 0,4 млрд. в 2007 г., а доля авиационного транспорта в общем грузообороте страны достигает 0,1 %. Во внутренних грузоперевозках конкуренцию воздушному флоту составляют автомобильный транспорт и железная дорога. Вероятно, сдерживает авиаперевозки также состояние аэропортов, их взлетно-посадочных полос и аэронавигационного оборудования. отправить груз из дубая в москву
В силу этого в грузовых авиаперевозках наблюдается постепенное выравнивание среднего расстояния перемещения 1 т груза и расстояния ее перевозки в международном сообщении (если в 2000 г. эти показатели относились как 1:1,025, то в 2007 г. - как 1:1,003), что, по нашему убеждению, свидетельствует о постепенном исчезновении грузовых авиаперевозок внутри страны. При этом в пассажирских авиаперевозках отмечается такая же тенденция. В данном случае соответствующие показатели относились как 1:1,184 (в 2000 г.) и 1:1,172 (в 2007 г.). Кроме того, анализ свидетельствует о постепенном вытеснении отечественного воздушного флота из авиационных перевозок (то есть из использования воздушного пространства страны), а также о замещении его иностранными компаниями и самолетами (см. табл. 2). Как правило, иностранных перевозчиков отличают более совершенные техника и организация перевозок, благоприятные тарифы и некоторые нетарифные преимущества.
Таблица 1
Динамика перевозок грузов и пассажиров авиационным транспортом
|  
 Показатели  |   
 Годы  |  |||||
|  
 1990  |   
 2000  |   
 2005  |   
 2006  |   
 2007  |  ||
|  
 Перевозки грузов (млн. т)  |  ||||||
|  
 Все виды транспорта .  |   
 6286  |   
 1529  |   
 1805  |   
 1873  |   
 1990  |  |
|  
 Индекс к 1990 г. (%)  |   
 -  |   
 24,3  |   
 28,7  |   
 29,8  |   
 31,7  |  |
|  
 Авиационный .  |   
 0,2  |   
 0,0  |   
 0,1  |   
 0,1  |   
 0,1  |  |
|  
 Индекс к 1990 г. (%)  |   
 -  |   
 12  |   
 65,3  |   
 51,1  |   
 53,8  |  |
|  
 Перевозки пассажиров  |  ||||||
|  
 Все виды транспорта (млн. чел.)  |   
 14977  |   
 7780  |   
 8200  |   
 8242  |   
 8214  |  |
|  
 Индекс к 1990 г. (%)  |   
 -  |   
 51,9  |   
 54,8  |   
 55,0  |   
 54,8  |  |
|  
 Авиационный (тыс. чел.)  |   
 14550  |   
 1164  |   
 3813  |   
 4351  |   
 4929  |  |
|  
 Индекс к 1990 г. (%)  |   
 -  |   
 8  |   
 26,2  |   
 29,9  |   
 33,9  |  |