Степень нагружения и износостойкость накладок сцепления принято оценивать двумя основными параметрами:
· удельным давлением на фрикционные поверхности;
· удельной работой буксования сцепления.
Расчет удельного давления на фрикционные поверхности:
p0 =
≤ [p0 ], Н/м2,
где рпр – сила нормального сжатия дисков, Н;
F – площадь рабочей поверхности одной фрикционной накладки,
F =
= 0,785 Ч (0,2042 + 0,1462) = 0,049 м2;
[р0]=0,25 МПа - допускаемое давление, обеспечивающее потребный ресурс работы накладок.
Определение силы нормального сжатия:
рпр =
Н,
где Мдmax – максимальный момент двигателя, НЧм;
=1,5 – коэффициент запаса сцепления;
=0,4 – коэффициент трения; Rср – средний радиус фрикционной накладки,
Rср =
0,0875 м,
рпр =
2,485 кН, а
р0 =
, 0,05 < 0,25 МПа –
потребный ресурс накладок обеспечен.
Расчет удельной работы буксования сцепления:
Lуд =
,
где Lуд – удельная работа буксования; Lд – работа буксования при трогании автомобиля с места, Дж; Fсум – суммарная площадь рабочих поверхностей накладок, м2;
Дж,
где Ja – момент инерции автомобиля, приведенный к входному валу коробки передач,
Оф = дЧ(ьф)Ч
НЧмб
где, ma=1445 кг – полная масса автомобиля; mn =0 кг – полная масса прицепа; ik и i0 – передаточные числа соответственно коробки передач и главной передачи (ik=3,67, i0=3,9); д=1,46 – коэффициент учета вращающихся масс.
Ja = 1,46Ч1400Ч
= 0,67 НЧм2;
- расчетная угловая частота вращения коленчатого вала двигателя, рад/с; для автомобиля с карбюраторным двигателем;
=
= 586,1
3 = 195,35 рад/с, где, Мr – момент сопротивления движению при трогании с места,
Мm = g
НЧм,
где, ш = 0,02 –коэффициент сопротивления качению (на горизонтальной дороге с асфальтовом покрытии); зтр =0,82 – к.п.д. трансмиссии.
Mm =
= 4,14 НЧм.
Lд =
= 50652 Дж.
Lуд =
= 0,52 МДж/м2
Lуд =0,52 МДж/м2
[Lуд]=4 МДж/м2,
следовательно потребный ресурс накладок обеспечен.