Основой для расчета и построения тяговой характеристики трактора является регуляторная характеристика двигателя.
Регуляторная характеристика двигателя имеет две ветви:
регуляторную - при nе >= nен и скоростную или корректорную - при nе < nен.
На корректорной ветви характеристики значения эффективной мощности Nе и удельного эффективного расхода топлива gе рассчитывают в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя nе по формуле:
Nе = Nен (аx + bx2 - cx3) (105)
gе = gен (a1 - b1x + c1x2) , (106)
где a, b, c, a1, b1, c1 - опытные коэффициенты, усредненные значения которых в зависимости от типа двигателя можно принять по табл.10.
x =nе/nен - относительная частота вращения коленчатого вала двигателя.
Таблица 10. Значение опытных коэффициентов.
|  
 Тип двигателя  |   
 а  |   
 b  |   
 c  |   
 a1  |   
 b1  |   
 c1  |  
|  
 Дизели с нераздельной камерой сгорания  |   
 0,87  |   
 1,12  |   
 1  |   
 1,55  |   
 1,55  |   
 1  |  
|  
 Дизели с предкамерой  |   
 0,6  |   
 1,4  |   
 1  |   
 1,2  |   
 1,2  |   
 1  |  
|  
 Дизели с вихрекамерой  |   
 0,7  |   
 1,3  |   
 1  |   
 1,35  |   
 1,35  |   
 1  |  
|  
 Карбюраторные  |   
 1  |   
 1  |   
 1  |   
 1,2  |   
 1,0  |   
 0,8  |  
Остальные параметры двигателя определяются из следующих соотношений:
- крутящий момент двигателя
 
; (107) 
- часовой расход топлива
Gе = 103 gе Nе (108)
На регуляторной ветви принимается, что момент Mе и часовой расход изменяются линейно от номинальных значений до Mе = 0 и Gт = Gтхх при nе = nхх. Крутящий момент на валу двигателя определится:
, (109) 
где р = 1.07 .1.08 - коэффициент оборотов холостого хода.
Эффективная мощность
Nе = 2
Mеnе10-3 . (110) 
часовой расход топлива
, (111) 
где т - коэффициент, учитывающий долю расхода топлива на холостом ходу от номинального режима т = 0.25 .0.3.
удельный расход топлива
; (112)