Все о транспорте
 

Применение систем диспетчерской централизации и диспетчерского контроля

Материалы » Применение систем диспетчерской централизации и диспетчерского контроля

Для оценки экономической эффективности инноваций используются показатели общественной и коммерческой эффективности. Общественная эффективность рассчитывается с учетом эффекта, достигаемого не только на железнодорожном транспорте, но и в других отраслях народного хозяйства. Коммерческая эффективность определяется эффектом, достигаемым на уровне отрасли, дороги или предприятия и используется для установления технико-экономической целесообразности диспетчеризации.

Расчет коммерческой эффективности базируется на анализе разности между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности. Показателями эффективности инноваций являются чистый дисконтированный доход (или интегральный эффект), индекс доходности, внутренняя норма доходности, срок возврата (окупаемости) затрат.

Расчеты эффективности централизации оперативного управления выполняются для следующих основных направлений диспетчеризации, реализуемых на сети железных дорог Российской Федерации:

замена существующих центральных постов компьютерными с сохранением традиционных линейных пунктов систем "Нева", "Луч" и ЧДЦ;

оборудование участка компьютерной системой кодового управления;

внедрение на участке компьютерной системы диспетчерского контроля.

В первом случае определяется сравнительная экономическая эффективность с базовым вариантом - ЦП традиционной ДЦ. При модернизации ЦП, т.е. замене компьютерными, капитальные вложения должны быть направлены на проектирование, К; аппаратные средства К, программное обеспечение К, демонтаж оборудования старых систем К; монтажные работы компьютерных систем К, пуско-наладочные работы К, обучение персонала К.

Суммарные капитальные вложения:

При этом эффективность составят:

остаточная стоимость демонтируемого оборудования Сост;

уменьшение эксплуатационных расходов в результате сокращения численности обслуживающего персонала - регулировщиков ремонтно-технологического участка благодаря ликвидации реле Сшн; снижения затрат на содержание площадей служебно-технических помещений (периодическое выполнение косметического ремонта, уборка, плата за обогрев и т.д.) С; уменьшения затрат на электроэнергию благодаря снижению энергопотребления как собственно в компьютерных системах, так и на освещение при сокращении площадей С; получения дополнительного дохода от высвобождаемых площадей (сдача в аренду, возможность использования для других устройств или размещения служебного персонала и т.п.) из-за небольших размеров и массы компьютерных систем Свп; снижения потерь в движении благодаря дальнейшей автоматизации и новым функциям при применении компьютерных средств Сдв; изменения амортизационных отчислений из-за уменьшения основных фондов Сам.

При новом строительстве ДЦ на участке к капитальным вложениям центрального поста добавляются затраты Кпл на строительство здания. Однако благодаря небольшим размерам новых компьютерных систем их удается разместить в существующих помещениях диспетчеров. Тогда

Капитальные вложения на станциях распределяются на проектирование контролируемых пунктов ДЦ, К; оборудование КП на станциях участка К, программные средства КП К ; монтажные работы К ; пуско-наладочные работы К , обучение обслуживающего персонала К .

Общие капитальные вложения в устройства контролируемых пунктов участка

где: т - число станций участка.

Размеры составляющих капитальных вложений рассчитываются отдельно для каждой станции и определяются числом объектов управления, контроля и телеизмерения, что зависит от размеров станции (числа стрелок) и вида управления (диспетчерское, автономное).

Эксплуатационные расходы при оборудовании участка ДЦ определяются: потерями в движении Сп; затратами на электроэнергию Сэ; расходами на тепло Ст, материалы См, амортизационными отчислениями Са; расходами на зарплату работников дистанции сигнализации и связи Сш, службы движения Сд, на содержание помещений ДСП на станциях Спл.

С внедрением компьютерных систем ДЦ благодаря реализации новых функций достигается сокращение потерь в движении, обусловленных ошибками персонала и нерациональной организацией порядка пропуска поездов вследствие ограничений информационного обеспечения традиционных систем ДЦ с "жесткой" логикой. Этот эксплуатационный эффект достигается автоматизацией новых функций ДЦ (слежение за продвижением поездов и трансляция их номеров, прогнозирование хода технологического процесса в увязке с выполняемой маневровой работой на участке, а также с учетом реальных ограничений (уменьшение полезной длины путей, закрытие участков, действующие ограничения скорости, "окна" особенности путевого развития станций) на основе фактически исполненного графика движения). Кроме того, в современных системах ДЦ реализуются функции подсказки и речевого информирования об отказах и предотказных состояниях устройств в результате диагностирования, что обеспечивает принятие упреждающих организационных мероприятий по исключению задержек в перевозочном процессе.

Обеспечение функции контроля хода технологического процесса на смежных полигонах позволяет оптимизировать подвод поездов, работу локомотивов и бригад не на одном участке, а на расширенном полигоне регионального центра управления в целом. Автоматизация управляющих функций в новых системах (автодействие сигналов, АУМ, "автопилот") обеспечивает своевременность пропуска поездов, уменьшает время их дополнительных остановок. Сокращение потерь в движении как составляющая экономического эффекта диспетчеризации наиболее значима и обеспечивает снижение не только текущих издержек, но и капитальных вложении в подвижной состав, поскольку рациональное использование ресурсов обеспечивает выполнение объема перевозок меньшим парком вагонов и локомотивов.

Внедрение систем ДЦ влечет изменение структуры затрат на электроэнергию. С одной стороны, с внедрением контролируемых пунктов ДЦ и АРМов диспетчерского персонала потребление электроэнергии возрастает. Однако, с другой стороны, с переводом станций на кодовое управление уменьшается потребление электроэнергии на станциях, что связано с выключением табло ЭЦ, а также освещения в аппаратной у дежурного по станции. Учитывая низкую потребляемую мощность современными средствами вычислительной техники, в итоге обеспечивается экономия электроэнергии.

При переводе на диспетчерское управление сокращаются затраты на обогрев помещений на постах ЭЦ промежуточных станций. Экономический эффект определяется разностью потребления тепла при круглосуточном нахождении на станции персонала дежурных (необходимо поддерживать температуру не менее +18°С) после перевода станции на диспетчерское управление согласно действующим нормам для нормального функционирования постовой аппаратуры СЦБ температура должна быть не менее +5°С.

Внедрение на участке кодового управления сопровождается ростом технической оснащенности и влечет увеличение эксплуатационных затрат на материалы и амортизационные отчисления. Особенность составляют программные средства, стоимость которых и включается в основные средства. Поэтому См и Са определяются от стоимости основных фондов.

При этом также, обеспечивающих ремонт и обслуживание увеличивается штат работников дистанции сигнализации и связи устройств ДЦ. Дополнительная численность персонала определяется с учетом используемой элементной базы и технических особенностей внедряемой системы. Прежде всего, в расчете учитывается обслуживающий персонал центрального поста с обеспечением сменного дежурства. Резервирование технических средств КП и применение необслуживаемых средств вычислительной техники в системах ДЦ "Тракт" ДЦ-МПК не требует дополнительного персонала на линии для выполнения работ по профилактическому обслуживанию 376 устройств. Наличие в системе ДЦ "Сетунь" переходного релейного статива для дешифрации команд ТУ требует дополнительных затрат на обслуживание и проверку реле в РТУ дистанции С .

В то же время сокращается численность персонала службы движения - ДСП (на промежуточных станциях и разъездах, передаваемых на диспетчерское управление). Причем некорректным является включение в расчет эффективности ДЦ сокращение численности стрелочников, поскольку эта составляющая относится к ЭЦ. Этот эффект следует учитывать при расчетах эффективности капитальных вложений в целом, с учетом строительства ЭЦ.

Поскольку в основном режиме дежурные на станциях отсутствуют, также сокращаются эксплуатационные расходы на содержание помещений ДСП (уборка, косметический ремонт, расходные материалы и т.п.).

При внедрении систем диспетчерского контроля составляющие капитальных вложений на центральном посту и станциях такие же, как и при внедрении ДЦ. Дополнительно при внедрении диспетчерского контроля в состав капитальных вложений включаются аналогичные стоимости диагностирования и мониторинга К перегонных устройств СЦБ - сигнальных установок проходных светофоров автоблокировки и переездных установок. Для каждой из составляющих включают соответственно расходы на проектирование, аппаратные средства, программное обеспечение, монтаж и пусконаладочные работы, а также на обучение обслуживающего персонала:

где: п - число переездов; к - число сигнальных точек.

Изменение эксплуатационных расходов составят:

уменьшение потерь в движении вследствие сокращения задержек поездов благодаря возможности своевременного обнаружения и предотвращения отказов устройств;

сокращение потерь в движении из-за предоставления диспетчерскому персоналу информации о реальной поездной ситуации на участке;

увеличение расходов на зарплату штата работников дистанции сигнализации и связи Сш;

рост затрат на электроэнергию С амортизационные отчисления Са, материалы С.

Результаты расчетов технико-экономической эффективности (на примере системы ДЦ-МПК) наглядно отражает график движения денежных средств (рис.1), при этом практические вычисления показателей окупаемости внедрения компьютерных диспетчерских систем показывают наибольшую целесообразность внедрения систем с кодовым управлением станциями участка.

 
 

Затраты на восстановление износа шин
Потребность в автомобильных шинах определяют в комплектах на 1 колесо (камера, ободная лента, покрышка) на основании средних норм пробега до списания и рассчитанного в плане по эксплуатации годового пробега автомобилей: где n – количество комплектов шин на колесах автомобиля без учета запасного колеса; Lш - эксплуатационная норма пробега автомобильных шин. 1 кругорейс: EUR. 2 кругорейс: EUR. ...

Расчёт и проектирование одиночного обыкновенного стрелочного перевода
Соединения путей осуществляется стрелочными переводами - одиночными, двойными и перекрестными. Геометрические параметры конструкций соединения путей должны быть такими, чтобы обеспечивать безопасное и бесперебойное движение поездов с установленными скоростями движения и нагрузками на оси подвижного состава. Проектируемые конструкции должны быть экономически рациональными, а их длины минимальными. [1] Порядок расчетов третьей части курсового пр ...

Технические, функциональные и эксплуатационные характеристики объекта Основные параметры авто Toyota Avensis
( SBIBJ56L30E060155) Тип кузова sedan Привод FF Трансмиссия 4FC Объем двигателя, куб. см 1998 Марка кузова AZT250L-AEPGHW Спецификации Габариты кузова (ДхШхВ), мм 4630 x 1760 x 1480 Колесная база, мм 2700 Высота дорожного просвета (клиренс) 150 Вес без пассажиров, кг 1410 Максимальная масса, кг 1970 Число мест 5 Число дверей 4 Минимальный рад ...